…: ”Нет ничего подобного Ему, и Он - Всеслышащий,
Всевидящий”
. (Коран, Сура 42, аят 11). Формула Единобожия - праведный
жизненный путь, требующий исполнения воли Аллаха, путь постоянного напоминания
того, что люди осведомлены и будут спрошены Всемогущим за все содеянное. Формула
Единобожия отрицает поклонение человека кому-либо, кроме Аллаха, приношение
жертвы (закалывания животного) кому-либо, кроме Аллаха, исповедование какой-либо
религии, кроме Ислама. Прознося формулу Единобожия, мы подтверждаем Единство и
Величие Аллаха, признаем, что нет силы, кроме Его силы, и никто не в праве
приказывать, запрещать и издавать законы, противоречащие Его
Шариату.
 

Мухтасар Ильмихал. Раздел-3.

Очищение от Наджасы (Тахарат)

Перед тем, как совершить очередную молитву, мусульманин принимает намерение встать перед Аллахом субхана-Ху ва тааля в направлении Киблы.[1] Невозможно представить себе человека, который посмел бы в такую ответственную минуту быть в грязной одежде, с не омытым телом и стоять на неубранном, неочищенном месте. Безусловно, он постарается перед молитвой осмотреть свою одежду и сменить ее, если она грязная. Разумеется, он перед молитвой тщательно омоется в соответствии с правилами омовения, и естественно, очистит место молитвы. По крайней мере, сделает для этого все, что в его силах.

НАДЖАСА(Грязь, Нечистоты). Общие положения:

Имам Ибн-и Абидин ад-Димашки[i] (да будет милостив к нему Аллах) пишет в своей книге «Рэдд-уль-мухтар…» в разделе "Условия молитвы":

- Не должно быть грязи, нечистот, зловония ни на теле, ни на одежде, ни на месте совершения молитвы (салята, намаза). К одежде относятся все вещи, которые человек одел на себя перед молитвой. Если место, на котором человек стоит в молитве, или место, где расстелен молитвенный коврик, или место, куда прикладывается в молитве лоб, являются чистыми, а остальные места загрязненными, то молитва будет действительной (Сахих). Не будет нарушенной молитва и тогда, когда мусульманин исполняет молитву с ребенком или каким-либо животным (напр. на руках, на спине или плечах). Но только в том случае, если ребенок не загрязнился мочой или экскрементами, а у хищных животных не текла слюна. Нарушение не происходит из-за того, что наджаса, производимая ими, заключена внутри их, так же, как и наджаса самого человека находится внутри него и его не загрязняет.

Но положение меняется, когда у молящегося мусульманина в кармане будет находиться бутылочка с мочой. Ввиду того, что посуда не является местом образования мочи, молитва с такой ношей не будет действительной (Сахих). Об этом говорится в «Халеби-и кабир».[ii]

Отсюда следует, что нельзя (Харам) исполнять молитву, имея в кармане даже и в закупоренных бутылочках, коробочках, наджасу в виде крови, мочи, спирта или загрязненного платка, куска материи и т.п. весом более одного дирхема. Совершать молитву, имея в карманах наджасу весом в один дирхем, весьма нежелательно (Тахриман Макрух). То есть очень близко к Хараму. Очищение от наджасы весом более одного дирхема, является фардом, а менее одного – сунной.[2]

Далее Имам Ибни Абидин пишет:

- Если постеленный на чистое место молитвенный коврик очень мал, а вокруг все загрязнено, то молитва будет дозволенной (сахих).

- Если наджасу, которую невозможно очистить, укроют куском плотной ткани, пластмассы, стекла (или плотной нейлоновой тканью), то молитва на них будет дозволена и в том случае, когда при молитве в этом положении полы одежды будут касаться сухой наджасы.

- Если мусульманин совершает суджуд непосредственно на руку, то место под рукой должно быть чистым.

Смысл термина "Наджаса" противоположен смыслу термина "Тахарат" (Чистота) и означает то, от чего надо очищаться.

Грязь и Нечистоты имеют разные формы и виды. К примеру, допустимые виды и нормы загрязнения, не нарушающие поклонение, называются «Наджаса-и Хафифа» - Легкие Нечистоты, а недопустимые - «Наджаса-и Гализа» – Тяжелые Нечистоты.

Жидкие нечистоты называются– «майи»; твердые - «джамид».

Кроме этого, существуют понятия «Наджаса-и Мер’иййа» - видимые загрязнения, и «Наджаса-и Гьайр-и Мер’иййа» - невидимые загрязнения.

Рассмотрим по порядку основные положения:

Два вида Нечистот (Наджаса):

1.«Наджаса-и Хафифа» - Легкие Загрязнения. К ним относятся:

а) Моча домашних и диких животных (козы, овцы, коровы, олени и т.д.), мясо которых дозволено к употреблению в пищу, а также моча лошадей, ослов и мулов.[3]

б) Экскременты хищных птиц, которые испражняются на лету и мясо которых не дозволено к употреблению в пищу (к примеру: орлов, беркутов).

Здесь надо заметить, что эти загрязнения принято считать легкими лишь в отношении молитвы, так как наличие этих нечистот в определенных Шариатом пределах, не нарушает исполненную молитву.

В других случаях, Легкие Нечистоты - «Наджаса-и Хафифа» могут служить нарушением чистоты (например, воды), так же как и Тяжелые Нечистоты - «Наджаса-и Гализа».

Шариат допускает загрязнение перечисленными Легкими нечистотами - «Наджаса-и Хафифа» в размере не более одной четвертой части тела, одежды. Говоря другими словами, если вы не заметили или не смогли очистить перед молитвой вышеуказанные Легкие Нечистоты, которыми были испачканы тело или одежда менее чем на одну четверть (четвертая часть отдельного органа, подлежащего омовению), то ваша молитва будет считаться действительной – сахих. Но, если вы могли от такого загрязнения очиститься, но не сделали этого, а площадь загрязнения превышало допустимое Шариатом размеры (более одной четвертой части одежды или тела), то молитва не будет действительной.

В книге «Хадика…»[iii] Имама Абдулгьани ан-Наблуси говорится: -

"Если испачкалось какое-либо место одежды, но потом забыли место загрязнения и очистили предполагаемое место, то такое очищение считается достаточным.

Если человек прошел мокрыми ногами по сухому загрязненному месту, то принято считать, что ноги останутся чистыми. Если же при этом ноги были сухими, а загрязненное место было мокрым, то ноги будут считаться загрязненными.

Если на месте, где лежала собака, не видны следы наджаса, то это место не загрязнено.

Благость (саваб) за молитву, исполненную в чистой обуви, во много раз выше, чем за молитву, исполненную с босыми ногами (без носков, чулков). Уличная обувь также будет считаться чистой, если на ней нет признаков наджасы. В этих случаях сомнениям и опасениям значения не придают.

Если Полное Омовение (Гусуль) проводилось в присутствии посторонних, то, чтобы кусок ткани (которой человек прикрывал от посторонних запретные для обозрения части тела от пупка до низа колен) оказался очищенным, достаточно после окончания омовения облить эту ткань водой три раза. Совсем не обязательно для этого снимать эту ткань и выжимать.

Пока нет твердой уверенности в загрязнении наджасой, никакие предположения не могут служить доводом о загрязненности. Такие предположения просто не принимаются".

По мазхабу Ханафи шерсть собаки чиста, а вот слюна ее – наджаса. Если собака, намокшая в воде или от дождя, встряхнется, то брызги, попавшие на одежду, не будут наджасой.[4]

2.«Наджаса-и Гализа» -Тяжелые Нечистоты:

а) Человеческие: моча, экскременты, сперма и другие выделения из половых органов, требующие малого или полного омовения, рвотная масса, кровь (в том числе и кровь животных).[5]

б) Экскременты домашних птиц, мясо которых дозволено к употреблению (куры, утки, гуси).

в) Мясо мертвых животных, убой которых совершен не по Шариату, или которые умерли своей смертью. А также их шкуры, не прошедшие специальной обработки (дубления).

г) Все алкогольные напитки входят в разряд «Наджаса-и Гализа».

Этот вид наджаса также имеет меру допустимого присутствия ее на одежде, на теле, на том месте, где человек встал на молитву в минимальном количестве. Если наджаса в твердом виде, то, чтобы не нарушилась молитва, ее вес не должен превышать одного дирхема (4,8 гр). Если же наджаса в жидком виде, то место ее присутствия не должно превышать по площади размером равной углублению середины ладони.

3.«Наджаса-и Мер’иййа» - Видимые Нечистоты:

Например, текущая кровь и любые нечистоты, которые видимы в твердом виде после высыхания. В первоначальном виде они могут быть и жидкими, и твердыми.

4.«Наджаса-и Гъайр-и Мер’иййа» - Невидимые Нечистоты:

К таким нечистотам относится моча и любое другое загрязняющее вещество, которая становится невидимой после высыхания.

СПОСОБЫ ОЧИЩЕНИЯ ОТНАДЖАСЫ

Очищение от наджаса производится разными способами в зависимости от видов нечистот. Рассмотрим Основные способы очищения.

1.Очищение Водой. Такое очищение должно производиться чистой и очищающей водой.

а) Видимые невооруженным глазом загрязнения должны быть очищены так, чтобы удалилось и само вещество, и его основные свойства (запах, цвет). Если сохранится хоть одно основное свойство загрязняющего вещества, то очищение не будет состоявшимся.

При очищении загрязненного места водой, количество (кратность) смывания не имеет значения. Если очищение произошло с первого смывания, то этого вполне достаточно. Нет необходимости продолжать эту процедуру. Но если загрязненное место не очистилось ни с первого, ни со второго раза, то процедуру надо продолжать до тех пор, пока с этого места не будут удалены все основные признаки данного вещества и оно полностью не очистится.

Однако если загрязненное место было окрашено каким-либо химическим веществом (напр. краска, лекарство), то очищение водой проводится до тех пор, пока с этого места не будет стекать чистая вода. Если стекает вода без окраски, то оставшемуся на этом месте цвету, значения не придают.

б) Невидимые загрязнения на ткани устраняются троекратным мытьем и выжиманием после каждого мытья. Если такое загрязнение имеется на твердом месте, то очищается это место также троекратным мытьем. Также очищается и загрязненная посуда, даже если посуда была облизана собакой.[6]

в) Очищение при нарушенном малом или полном омовении производится водой или, при отсутствии воды, чистой землей, песком в соответствии с правилами омовения.

Способы Очищения без помощи воды:

1. Протеретьгрязное место о Чистую Землю, Песок. Сказано в хадисе: "Если кто-нибудь из вас придет в мечеть, то пусть осмотрит свои налы (сандалии). Если увидит на них нечистоты, то пусть хорошенько оботрет их о землю и после очищения пусть в них совершает молитву".[7] Но, тут надо помнить, что если загрязнение произошло невидимой грязью (напр. мочой), то очищается это место только водой.

2.Протереть (Вытереть) грязное место МокройТряпкой, Губкой. Этот способ применяется при загрязнении скользких поверхностей (например, стекла, железа, полированного дерева, мрамора). В случае отсутствия мокрой тряпки или губки, то для очищения используются чистая земля или листья. Вытирают до тех пор, пока не появится уверенность в удалении нечистот.

3. Растирать (Мять, Встряхивать, Трепать). Этим способом удаляется, к примеру, засохшая человеческая сперма. Но сперму, не успевшую высохнуть, или засохшую, на которую попала вода и она опять стала влажной, необходимо очищать только при помощи воды.

В хадисе от матери нашей Айшы (да будет доволен ею Аллах) говорится:

"Засохшую сперму, попавшую на одежду Посланника (мир ему и благословение Аллаха), я очищала простым растиранием, но влажную – удаляла мытьем".[8]

4. Очищение Выскабливанием, Вырезанием: Если наджаса попала на какую-либо поверхность (напр., на кожаную обувь), которая не впитывает в себя грязь, то это место можно очищать или водой, или способом выскабливания грязного места каким-либо острым предметом,

5. Очищение Огнем- Обжигом: Ножи, секачи, или другие предметы домашнего обихода можно очищать путем обжига. Таким же способом можно очищать и гончарные изделия. Следовательно, если металлические и глиняные предметы домашнего обихода были изготовлены при помощи грязной воды или из загрязненной глины, то после термической обработки, они становятся чистыми.

Также очищаются котлы, духовки и т.п. Достаточно в них зажечь огонь и обжигать попавшие внутрь нечистоты до полного их сгорания.

6.Очищение ЖидкостиКипячением: Если в посуду с жидкостью (напр. с молоком, фруктовым соком), поверхность которой менее 75-ти см2, попала наджаса, то очищение проводится путем троекратного кипячения. Делается это следующим образом: в загрязненную жидкость добавляется немного воды и производится кипячение и выпаривание добавленного количества воды. Затем, то же самое проделывается еще дважды, и после каждого раза путем кипячения выпаривается столько воды, сколько было перед этим добавлено. После троекратного кипячения и выпаривания, загрязненная жидкость считается очищенной.[9]

7. Очищение способом«Истинджа» и «Истибра»: Очищение «Истинджа» обозначает мытье водой спереди и сзади после отправления естественных надобностей. Количество раз не имеет значения и зависит от степени загрязнения. Мыть надо до полного избавления от нечистот (наджаса). Обычно эти места моют не менее трех раз. Мнительным людям не рекомендуется совершать такое очищение более пяти или семи раз. Только после тщательного очищения от наджасы можно приступать к собственно омовению (малому или полному). Более подробно об очищении от наджасы перед омовением будет рассмотрено в разделе «Омовение».

Очищение «Истибра» проводится мужчинами после отправления малой нужды и перед«Истинджа», и означает выжидание, и окончательное удаление из мочевого канала остатков мочи после "второго позыва".[10]

8.Очищение путем Изменения Структуры, Состава, Формы: Вещество, в основе своей нечистое, становится чистым после изменения его состава и перехода его в другое состояние. Наиболее наглядно можно увидеть это очищение путем изменения на примере навоза. Навоз после продолжительного времени превращается в перегной, а затем в землю. Или возьмем кусок дерева, загрязненного наджасой. Если мы его сожжем, то полученная зола будет уже чистой. Или вот, еще пример: оливковое масло, загрязненное наджасой использовали для изготовления мыла. Из-за того, что при изготовлении мыла была применена термическая обработка, и масло изменило свою первоначальную форму и состав, полученный продукт будет считаться чистым. Так же становятся чистыми все вещи, изменившие свой первоначальный состав в результате химической реакции.

9.Очищение Колодцев Удалением Загрязненной Воды: Если вода в колодце пришла в негодность из-за попадания в нее наджасы, то колодец можно очистить путем удаления из него воды. Количество удаляемой воды из колодца зависит от количества ее поступления и степени загрязнения:

а) Если в колодце окажется труп человека или животного типа козы, барана; или окажется вспухший или разлагающийся труп птицы, мелкого животного (напр. мыши); или в колодец попадет жидкая наджаса в виде крови, мочи; или попадут экскременты животных (напр. кошек, собак); или в колодец упадет свинья, то для очищения такого колодца из него необходимо удалить всю воду. Если же вода прибывает интенсивно, то надо удалить первоначальный объем воды, но не менее.

б) Если в колодец упадет животное меньших размеров (напр. курица, кошка) и погибнет в нем, но труп будет вытащен до того, как он вздуется, то для очищения колодца из него надо удалить не менее сорока ведер воды. А для наилучшего очищения рекомендуется удалять 50 - 60 ведер.

в) Если в колодец упадет мелкое животное (напр. мышь, воробей) и погибнет в нем, но труп будет извлечен до того, как он вздуется, то для очищения колодца из нее надо удалить самое малое двадцать ведер воды. А для наилучшего очищения рекомендуется удалить 30 ведер.[11]

г) Если в колодце окажется мертвая рыба, лягушка или другие бескровные водные обитатели, то их достаточно удалить из колодца. Вода колодца от них не загрязняется.

10. Другие способы очищения: Кроме указанных способов существуют и другие, которые применяются в зависимости от состояния наджасы. Например:

а) Шкуры всех животных кроме свиньи,мыши, кожи змеи, человека,[12] обработанных соответствующим способом (дублением), считаются чистыми, так как сказано Посланником Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха): "Шкура, обработанная дублением, становится чистой".[13] В другом сообщении говорится: "(Возвращаясь) после сражения при Табуке, Посланник (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо нескольких домов. (Остановившись у одного из них) он попросил воды. Женщина сказала: "О, посланник Аллаха! Вода есть только в том бурдюке, который был изготовлен из шкуры мертвого животного". Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Ты ее (эту шкуру) дубила"? И на ее ответ: "Да, дубила", он сказал: "(Ее) дубление, это (ее) очищение".[14]

Шкуры животных, убой которых произведен в соответствии с условиями Шариата, и мясо которых дозволено к употреблению, являются чистыми и без всякой обработки. Такие шкуры можно использовать для любых целей.

б) Если наджаса попала на землю или на растущую траву, дерево, или на камень, на бетон и т.п., и затем высохла от воздействия солнца или ветра, то такое место считается очищенным. Если на таком месте нет остатков наджасы, то на нем можно совершать молитву. Если же наджаса попала, к примеру, на камень, на доску или еще на что-либо, перемещение которого было возможно, то эти предметы должны быть дополнительно очищены при помощи воды. Крупные камни, валуны, стволы деревьев, которые невозможно оторвать от земли, входят в разряд не передвигающихся предметов и очищаются, так же как и земля, естественным способом.

в) Жидкая наджаса, пролитая на твердую землю, валун, может очищаться и чистой землей, и чистой водой. Очищение проводят до тех пор, пока не останется следов и не исчезнет запах наджасы.

г) Если в небольшой водоем или резервуар попала наджаса, то его можно очистить протоком воды. Если водоем естественный, то с высокой стороны водоема надо подвести воду (можно и водопроводную) и проследить, чтобы поступающая вода стекала с противоположной стороны. В любом случае, чистая вода должна поступать до тех пор, пока не заменит старую, загрязненную воду.

Очищение от Наджасы зависит от вида наджасы и места загрязнения. По сообщениям ученых, насчитываются более тридцати способов Очищения от Наджасы!

Вопросы:
1. Каково значение чистоты в Исламе? Приведите айат Корана и хадисы о значении чистоты.
2. Что означает понятие «Наджаса»?
3. Какие бывают виды очищения? Каковы виды и формы наджаса?
4. Какие наджаса называются легкими, какие тяжелыми?
5. Назовите видимые и невидимые наджаса.
6. Какие способы очищения вы знаете?
***

РАЗЛИЧНЫЕ ВОДЫ
Основным средством очищения является вода.

Рассмотрим вкратце, какая вода пригодна для омовения, для очищения одежды...

Качество воды делится на два вида:

А) Для малого омовения непосредственно перед молитвой, и полного омовения при возникшей необходимости, используется совершенно (Мутлак) чистая вода. Вода «Мутлак» - и чистая, и очищающая. Вода может называться «Мутлак», если в ней нет посторонних примесей. К такой воде относятся: дождевая, речная, родниковая, колодезная, морская и талая воды.

Б) Ко второму виду относятся воды, в которых имеются примеси: цветочный сок, виноградный сок и т.п. Такой водой (Мукаййад) не дозволяется омовение ни малое (вуду), ни полное (гусль).

Воды делятся на пять разновидностей:

1) Вода чистая и очищающая, дозволенная к использованию при омовении. Такая вода имеет естественный вкус, цвет, запах и не была использована ранее.

2) Вода чистая и очищающая, но которую нежелательно использовать при омовении. Это обычная вода, оставшаяся после использования ее домашними животными (кошки, куры и т.п.) и дикими хищными птицами типа ястреба или сокола. Если есть чистая неиспользованная вода, то в этом случае употреблять использованную воду для омовения или в пищу нежелательно. Использовать эту воду дозволено лишь в том случае, когда другой воды нет,

3) Вода чистая на вид, но утерявшая способность очищать что-либо. Это вода, которая была использована при малом или полном омовении, и которую использовать для этих же целей уже нельзя.

4) Вода загрязненная. Это вода, в которую попали нечистоты (наджаса), а также вода, которой пользовались собаки, свиньи или хищные животные. Такой водой нельзя что-либо очистить.

5) Вода сомнительного качества. Это вода, которой пользовались ослы, мулы. Такой водой дозволено очищать нечистоты, но нельзя совершать ни малое, ни полное омовение, если есть вода лучшего качества. В случае, когда другой воды нет, то этой водой можно совершить малое и полное омовения, но затем необходимо очиститься чистым песком, землей (сделать Тайаммум). Делается это ввиду того, что чистота данной воды вызывает сомнение.

ВОДЫ ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ (ОСТАТОЧНЫЕ)

К так называемым "Остаточным Водам" относятся воды в небольших емкостях или «стоячие» воды (к примеру, в прудах), которые были использованы кем-либо для питья. Рассмотрим степень загрязнения этих вод в четырех основных положениях:

1) Остаточные Воды, чистые, очищающие и Дозволенные к Использованию (Халяль). - Это вода, оставшаяся после того, как из этой емкости пили: - человек (у которого полость рта была чистой; к примеру, если воду пил пьяный человек, то вода после него становится нечистой); - животные и птицы, мясо которых дозволено к употреблению в пищу. Такую воду можно использовать для любого очищения.

2) Остаточные Воды, чистые на вид, но Нежелательные для Использования (Макрух). - Это вода, оставшаяся после того, как из этой емкости пили животные (напр. кошка, курица, мышь) и хищные птицы. Если козы и овцы едят нечистоты, то остаточные воды после них также нежелательны для использования. Тем более, если есть в наличии более чистая вода.

3) Остаточные Воды Сомнительного Качества (Машкук). - Это вода, оставшаяся после того, как из этой емкости пили ослы и мулы. Воды такого качества используются лишь в случае отсутствия более чистой воды.

4) Остаточные Воды, Запрещенные к Использованию (Харам). - Это вода, оставшаяся после того, как из этой емкости пили такие животные, как собака, свинья, а также хищные животные – волки, рыси, еноты, тигры и т.д. Водой, оставшейся после них, запрещено совершать омовение.

Пот и слюна живых существ чисты или загрязнены в той же степени, что и воды, оставшиеся после них. То есть, если вода, оставшаяся после утоления жажды животным, - чиста, то и пот его, и слюна считаются чистыми. Если же оставшаяся вода после животного – Харам, то и пот, и слюна его также в разряде Харам. [Если пот или слюна нечистых животных запачкает тело или одежду, то перед совершением молитвы надо будет от них очиститься].

Аль-хамду-лильляхи!

Ответьте на вопросы:
1. Как различаются воды по составу?
2. Как различаются воды по их способности очищать?
3. Что обозначает понятие «Остаточные Воды»?
4. Какие виды Остаточных Вод вы знаете?

[1]Кибла: - Сторона, в которую обращаются при совершении молитвы, в направлении которой находится Священная Кааба. Сказано в Благородном Коране:
"Mы видим пoвopaчивaниe твoeгo лицa пo нeбy, и Mы oбpaтим тeбя к киблe, кoтopoй ты бyдeшь дoвoлeн. Пoвepни жe cвoe лицo в cтopoнy зaпpeтнoй мeчeти. И гдe бы вы ни были, oбpaщaйтe cвoи лицa в ee cтopoнy. Beдь тe, кoмy дapoвaнo пиcaниe, знaют, кoнeчнo, чтo этo - иcтинa oт Гocпoдa иx, - пoиcтинe, Aллax нe нeбpeжeт тeм, чтo oни дeлaют!" (2: 144).

[2]По мазхабу Ханафи вес дирхема, применяемого в разделе "Очищение" равна величине одного мискаля и составляет 4, 8 грамма. (см. “TamIlmihal”M. SiddikGumush, Ist. – 2000; стр. 123; 154).
По мазхабам Малики, Шафии и Ханбали необходимо (фард) очищаться и от самого малого количества наджасы.

[3]По итджтихаду имамов Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шэйбани, степень загрязнения экскрементами указанных животных приравниваются к степени загрязнения мочой этих животных. Согласованное мнение этих двух Имамов (Имамейн) в мазхабе Ханафи приравнивается к мнению Имама А’зама Абу Ханифа (да будет милостив к ним Аллах). В затруднительных ситуациях мусульмане могут пользоваться их фетвами на выбор.

[4]По мазхабу Шафии принято считать наджасой и слюну собаки, и брызги от ее мокрой шерсти. Если на одежду попадет слюна собаки, или она коснется мокрой шерстью, то это место необходимо промыть шесть раз чистой водой и один раз водой, смешанной с глиной. Всего семь раз.

[5]Кровь считается наджасой во всех четырех мазхабах. Сперма и другие выделения из полового органа считаются наджасой в мазхабах Ханафи и Малики. В мазхабе Шафии к наджаса относят только сперму. В мазхабе Ханбали не считают наджасой ни сперму, ни другие густые, светлые выделения из полового органа.
Не считается наджасой кошачья моча, но только в случае попадания на одежду. Не считается наджасой кровь шехида, но до тех пор, пока остается на нем. Не считается наджасой также и не стекающая кровь мяса, печени и селезенки, которые дозволены к употреблению. Не считаются наджасой рыбья кровь, а также кровь и выделения вшей, блох.

[6]По мазхабу Шафии посуду, облизанную собакой, необходимо вымыть семь раз, один из которых должен быть с применением чистого песка или земли.

[7]Хадис привели Ахмад, Абу Дауд, Хаким и Ибни Хиббан от Абу Саида аль-Худри. (DMIF, I: 36. IFA, I: 72).

[8]Хадис приведен Дарекутни и Бэззаром. (IFA, I: 72).

[9]Вопрос: Дозволено ли употребление в пищу мясо курицы, убой которой был совершен в соответствии с правилами Шариата, но ее опускали в кипяток для более легкого избавления от перьев, не вынув при этом внутренностей?
Ответ:Нет! На продолжительное время опускать в кипяток птицу не дозволяется, так как станет невозможным очищение ее от нечистот, которые под воздействием температуры воды из кишечника попадут на мясо и загрязнят его. Опускать в кипяток дозволенную к употреблению курицу, или любую другую птицу без предварительного очищения от внутренностей можно лишь на очень короткое время, чтобы температура не воздействовала на внутренности. Или же опускать птицу не в кипяток, а в теплую воду. Но самое лучшее, опустить в горячую воду после очищения от внутренностей.
То же касается и обработки кипятком потрохов животных, дозволенных к употреблению. Их необходимо вначале освободить от нечистот и лишь после этого обрабатывать кипятком. В противном случае, нечистоты впитаются, и потроха невозможно будет очистить. Яйца так же перед варкой необходимо тщательно вымыть.

[10]См. ниже главу «Более подробно о Предварительных условиях».

[11]По мазхабу Шафии: Если в колодце воды мало (т.е. ширина, длина и глубина меньше 60-ти см., а при круглой форме - когда диаметр меньше 48-ми см. и глубина меньше 96-ти см.), то попадание в такой колодец любой наджасы, делает его воду непригодной для употребления. Если же объем воды в колодце превышает указанные величины, и обычные свойства воды остались прежними, то вода остается пригодной к употреблению. Например: если в колодец попала мышь или птица, перья или волосы которых отпали от кожи и смешались с водой, но вода не изменила свои обычные свойства, то считается что вода осталась пригодной. Вода может стать непригодной из-за того, что эти мелкие перья или волосы невозможно отделить от воды. Сколько не доставай воду, она всегда будет с волосом или пером. Такое положение вынуждает очищать колодец до тех пор, пока перья и волосы не будут удалены окончательно. То есть, в этом случае вода очищается от волос и перьев. И это можно делать любым способом.

[12]Шкура свиньи, кожа змеи, мыши, человека являются наджасой и после дубления. («Рэддуль-Мухтар…»).

[13]Хадис приведен у ан-Насаи, Тирмизи и Ибни Маджа от Ибни Аббаса.(IFA, I: 76).

[14]Хадис приведен Абу Даудом и ан-Насаи от Саламы б. аль-Мухаббика. А так же Ибни Хиббаном, Ахмадом и Тирмизи от Джэвна б. Катады. (IFA, I: 76).



[i]«Рэдд-уль-мухтар аля-д-Дурр-уль-мухтар» - Энциклопедический труд по фикху мазхаба Ханафи, принадлежащий перу имама Мухаммада Амина Ибн-и Абидина ад-Димашки (1198-1252/1784-1836, да будет милостив к нему Аллах). По мнению ученых Ислама, - это лучшее произведение последнего столетия по фикху мазхаба Ханафи. Составлен на основе исследований более 1000 произведений более чем 300 имамов (да будет милостив к ним Аллах). Более подробные сведения об Имаме даны в приложениях к последней части сборника.


[ii]«Халеби-и кабир» - произведение по фикху мазхаба Ханафи Ибрахима аль-Халеби

(Ибрахим б. Мухаммад; ум. в 956/1549, да будет милостив к нему Аллах).


[iii]"Хадика…" - «Аль-Хадикат-ун-Надиййа Шарх-ут-Тарикат-иль-Мухаммадиййа

 

 

История возникновеня летоисчисления по хиджре


История возникновеня летоисчисления по хиджре
08.12.2010



Во времена Халифата у Умара бин аль Хаттаба (да будет доволен им Аллах) возникла проблема, которая требовала разрешения в пределах государства Халифата. К Умару (да будет доволен им Аллах) приехал человек, который жаловался на то, что дал взаймы другому определенную сумму денег, которую тот обещал вернуть в месяц Шавваль. Но Шавваль закончился, а долг не вернули. Умар (да будет доволен им Аллах) спросил, о каком именно Шавваль идет речь, и это заставило глубже задуматься о проблеме и ее решении.



В то время мусульмане следовали за доисламским лунным календарем, который разрешался Кораном и Сунной, но не определял год. Мы знаем, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) родился в «Год Слона», и традицией было называть годы в честь важных событий. Вскоре Умар (да будет доволен им Аллах) получил письмо от валия (губернатора) Багдада, известного сахаба Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах). Там было сказано:


«Амир уль-Муминин, мы все время получаем от вас инструкции, но дело в том, что письма не датированы, поэтому часто возникают различия и сложно установить, какой инструкции следовать».


Умар (да будет доволен им Аллах) знал, что должно найтись такое решение, которое примет в расчет все функции Халифата. Таким образом он созвал собрание, чтобы проконсультироваться с некоторыми из старших Сахабов и специалистами в данной области. Кто-то предложил принять Римский клендарь, пока Хормузан не предложил принять Персидский календарь. Оба предложения были отклонены в пользу принятия нового календаря, который удовлетворит требования мусульман.


Следующим встал вопрос, с какого же года начнется календарь. Предложения были разные: использовать дату рождения Посланника Аллаха (мир ему и благословенне), начало проповедования, дату его смерти или дату Хиджры (переезда из Мекки в Медину), как предложил Али (да будет доволен им Аллах). После должного рассмотрения Умар (да будет им Аллах) решил принять предложение Али и установить дату Хиджры началом Исламского Календаря.


Но новый Исламский Календарь так же должен иметь начальный месяц, чтобы определять, когда закончится текущий год и начнется новый. Мнения опять разошлись. Кто-то предложил Рабии`уль-Авваль, потому что это месяц Хиджры; другие предлагали Рамадан, так как в этот месяц был ниспослан Коран. Умар, Усман и Али (да будет доволен ими Аллах) считали, что первым месяцем должен быть Мухаррам, так как он следует после Зуль’хиджа (месяц паломничества). С того дня началом Исламского Календаря является 1 Мухаррам года Хиджры.


Но тут возникает еще один вопрос: почему Умар (да будет доволен им Аллах) из всех возможных вариантов выбрал именно год Хиджры?

Ибн Хажар Аль-Аскалани в его Фаз Аль-Бари сообщил о заявлении Умара: «Хиджра отделила правду от лжи, поэтому должна стать началом новой Эпохи».


Это утверждение ясно доказывает важность Хиджры. Вопреки некоторым интерпретациям, это не было изгнание из-за страха преследования, иначе Пророк (мир ему и благословение) мог переехать из Мекки в Медину намного раньше. Многим последователям было разрешено эмигрировать в земли Аль-Наджаши, чтобы избежать преследования, но эта Хиджра отличалась от других.


Значение Хиджры становится более понятным с момента подготовки, планирования, организации встреч лидеров племен Аль-Аус и Хазрадж, ознакомления их с Исламом, создания общественного мнения, признания лидерства и чистой программы Пророка (мир ему и благословение), благодаря чему Ясриб однажды стал Мединой (Мединат ан-наби – город пророка). Это лишний раз доказывает, что Хиджра стала большим шагом к радикальному преобразованию общества.


В Mекке мусульмане были слабы и могли только предписывать пользу и запрещать зло через их речь и слова, но теперь они были в состоянии делать это через практическое выполнение Ислама в Медине. Хиджра была действительно значительной эпохой, потому что благодаря ей была достигнута высшая точка в проявлении истины в Медине.


Сегодня мы помним о начале месяца Мухаррам, Хиджра и начало Нового Года. Но давайте не забывать и ту борьбу, которую вели наши предки, в процессе становления ислама, делая его доминирующим через покро
Бесплатный хостинг uCoz