Габдулла Тукай 

25.4.11

В ТОЦ РБ прошел праздничный вечер посвященный 125 летию классика татарского народа Габдуллы Тукая. 

 

 

Большая советская энциклопедия

Тукай Габдулла

Тукай Габдулла (полное имя и фамилия — Габдулла Мухамедгарифович Тукаев) [14(26).4.1886, деревня Кушлауч, ныне Арского района Татарской АССР, — 2(15).4.1913, Казань], татарский поэт, публицист. Рано осиротел. С 1895 жил в Уральске, учился в медресе Мутыгия и посещал русский класс. Стихи начал писать в 1902. С 1905 работал наборщиком. Сотрудничал в газете "Фикер" ("Мысль"), журнале "Эль-гаср-эль-джадид" ("Новый век"), где печатал стихи, публицистические статьи, фельетоны. В 1907 переехал в Казань, где сблизился с большевиком Х. Ямашевым, с писателями-демократами. Совместно с Г. Камалом издавал сатирический журнал "Яшен" ("Молния", 1908—09); с 1910 работал в журнале "Ялт-йолт" ("Зарница"). Определяющим началом в творчестве Т. была революционная современность, борьба народных масс ("О свободе", 1905; "Паразитам", "Государственная дума" — оба 1906, и др.). Т. — зачинатель революционно-гражданской лирики в татарской литературе. В годы реакции после Революции 1905—07 Т. выступает как революционно-демократический сатирик. Его сатира проникнута ненавистью к царизму, к националистической буржуазии, духовенству (стихотворения "Не уйдём!", 1907; "Националисты", "Ишан", поэма "Сенной базар, или Новый Кисекбаш" — все 1908). В поэзии Т. запечатлены реалистические образы тружеников. Поэт создал также ряд произведений, посвященных детям: "Шурале" (1907, на сюжет поэмы создан одноименный балет, музыка Ф. Яруллина), баллада "Водяная" (1908) и др. Переводил сочинения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, А. Н. Плещеева, Я. П. Полонского, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, А. К. Толстого.

Т. — основоположник татарской реалистической литературной критики, автор статей "Наши стихотворения", "Критика — нужная вещь" (обе 1907), "Первое моё дело после пробуждения" (1913) и др. В лекции "Народная литература" (1910) выступил как знаток устно-поэтического творчества. Произведения Т. переведены на многие языки народов СССР. Памятники поэту установлены в Казани, в деревнях Кырлай и Кушлауч. В 1966 в Татарской АССР учреждена республиканская премия имени Габдуллы Тукая.

Лит.: Халит Г., Тукай и его современники, Каз., 1966; Пехтелев И., Тукай и русская литература, Каз., 1966: Нуруллин И., Путь к зрелости. О зарождении и развитии критического реализма в татарской литературе, Каз., 1971.

М. Х. Гайнуллин.

 

Какой татарский? Сплошная арифметика!

Какой татарский? Сплошная арифметика!

Наступил май. Впереди – ЕГЭ. Ну, а прошедший апрель войдет в историю Татарстана, прежде всего, тем, что некоторые граждане республики выступили против обязательного изучения татарского языка. 16 апреля в центре Казани прошло сразу два митинга: один – в защиту русского языка (организован активистами Интернет-сообщества “Русский язык в школах Татарстана” и Казанским обществом русской культуры), другой – в защиту татарского языка (организован Союзом татарской молодежи “Азатлык” и Всетатарским общественным центром). Об этом много писали, еще больше говорили… Отметая в сторону все эмоции, получаем вот что: русским (да и некоторым татарам), проживающим в Татарстане, татарский изучать не охота. Он им не нужен. А позиция республики такова, что все татарстанские школьники должны изучать оба языка, потому как оба – государственные. В итоге – конфликт. Кроме того, есть категория родителей, которая уверена, что наши дети плохо владеют русским именно из-за того, что в школах преподается татарский. Что, мол, преподавался бы русский в больших количествах, наши дети и ЕГЭ по русскому сдавали бы намного лучше. “еТатар” решила заглянуть в учебные планы татарстанских школ и выяснить, действительно ли школьники Татарстана подвергаются дискриминации, не имея возможности изучать язык Пушкина в тех объемах, в которых его изучают школьники других регионов Федерации.

Татарская школа

ВСЁ ПО БУКВЕ ЗАКОНА

Татарстанские школы осуществляют свою деятельность в соответствии с законами Российской Федерации и работают по базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ. Этот план был утвержден в 2004 году, последние изменения были внесены в 2010-м (об этих изменениях чуть позже). Это первое. Второе: Республика Татарстан как субъект Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки. Это право гарантирует 68-я статья Конституции РФ. Вопрос изучения гос. языков в отдельно взятом субъекте регулируется законодательством этого субъекта. Выходит, что республиканские власти имеют полное право вводить повсеместное обучение татарскому языку. И оба языка у нас изучаются в равных объемах. А за счет чего? За счет урезания часов русского языка? Отнюдь! Количество часов русского языка и русской литературы в Татарстане абсолютно такое же как и в других регионах федерации. Татарский же язык и татарская литература преподаются за счет национально-регионального компонента, который также предусмотрен базисным учебным планом, утвержденным министерством образования и науки РФ.

Например, первоклашки Татарстана 3 раза в неделю изучают русский язык и 3 раза в неделю – татарский. Литературным чтением на русском языке они занимаются 2 часа в неделю, а вот литературным чтением на татарском – всего лишь один час. Однако во втором классе происходит компенсация, и если чтению на русском отводится еженедельно 2 часа, то чтению на татарском дается 3 часа в неделю. В итоге получается одинаковое количество часов.

Вот как выглядит соотношение часов по русскому и татарскому языкам и литературам:
1-4 классы... 5-9 классы... 10-11 классы (универсальный профиль)... 10-11 классы (филологический профиль)
Русский язык... 405---490---- 70----- 210
Татарский язык.. 405----490----70----- 210
Русская лит-ра.. 270--- 385----210----- 350
Татарская лит-ра..270---350-----140----350

К тому же, татарский язык и татарская литература преподаются по трем разным программам: 1) татарский язык и татарская литература для школ с татарским языком обучения; 2) татарский язык и татарская литература для детей-татар, учащихся в школах с русским языком обучения; 3) татарский язык и татарская литература для детей других национальностей, учащихся в школах с русским языком обучения.
“В ДРУГИХ РЕГИОНАХ РУССКОГО БОЛЬШЕ!”

Некоторые родители утверждают, что в Татарстане русский язык преподается в меньших объемах, чем в других регионах федерации. И да, и нет. Базисный учебный план предусматривает абсолютно равное количество часов для русского языка и русской литературы для школ всех регионов нашей страны. Как уже было сказано, татарский язык и татарская литература у нас в республике преподаются за счет национально-культурного компонента. Это потому что государственный язык у нас – татарский. А вот, к примеру, в Ивановской области второго гос. языка нет, и этот же национально-культурный компонент местные школы используют по-своему: вводят дополнительные часы русского языка и русской литературы или ставят в расписание другие предметы (например, история и культура родного края). На деле выходит, что, с одной стороны, действительно, дети в Ивановской области теоретически должны лучше знать и русский язык, и русскую литературу. Просто потому что у них часов больше. Но результаты ЕГЭ эту теорию опровергают. В 2010 году средний балл по ЕГЭ по русскому языку по РФ составил 58,2, а по РТ – 58,0. Отставание всего на две десятых балла. А вот средний балл по русской литературе: по РФ – 54,5, по РТ – 57,5. Средний результат даже лучше общероссийского.

Тут возникает другой вопрос. В Ивановской области проживают и обучаются не только русские дети. По данным переписи 2002 года в регионе проживает больше 8 тысяч татар. Это местное население. Коренные жители. Преподается ли татарский в местных школах? Нет. Татарские дети вынуждены изучать родной язык в воскресной школе.
ИНИЦИАТИВА ЖИРИНОВСКОГО

Депутаты Госдумы (среди них – Жириновский, Лебедев, Рохмистров и другие) предлагают внести изменения в закон “О языках народов народов РФ” и в закон “Об образовании”. К чему это приведет? Это приведет к тому, что изучение национальных языков станет необязательным, а факультативным. Знакомое слово, да? Тут же вспоминается типичный эпизод из нашей повседневности: разговаривают два татарина.

- Почему же ты так плохо говоришь по-татарски?

- Ну, вот, в советское время же татарский был факультативным уроком. На него никто не ходил. Так уж получилось. А сейчас вот своих детей родному языку научить не могу…

Сейчас по закону “Об образовании” преподавание родного языка регулируется законодательством субъекта РФ. А вышеперечисленные народные избранники предлагают сделать изучение родного языка обязательным только для тех лиц, для кого он является родным. Вот скажем, я – русский, проживающий в Татарстане. Хочу – изучаю язык Тукая, а хочу – нет. А вот ты – татарин. Тебе, дустым, хочешь не хочешь придется ходить на уроки татарского… Несложно представить себе реакцию детей, которые после нескольких уроков должны будут оставаться еще и на татарский тогда, как их одноклассники будут бежать домой. И несложно представить себе, каким тогда будет отношение к татарскому…

Изменения в законы только предложены. И депутаты Госсовета РТ решили не поддерживать эти законопроекты. Но вот изменения в базисный учебный план уже внесены. И первоклашки, которые переступят школьный порог 1 сентября 2011 года, будут учиться по новым правилам. Теперь школа вправе выбрать любой из предложенных трех вариантов.

Вариант первый: для школ с русским языком обучения. Например, в начальной школе здесь будет 9 часов русского языка и русской литературы в неделю. Время для родного языка не предусмотрено вообще.

Вариант второй: для школ, где образование ведется на русском языке и изучается один из языков народов РФ. Здесь в начальной школе для русского языка и литературы еженедельно предусмотрено 6 часов, для родного – 3.

Вариант третий: для школ с родным языком обучения и регионов, где заложено двуязычие. Здесь количество русского и родного языков одинаковое.

Безусловно, школы той же Ивановской области безоговорочно выберут первый вариант. Говоря “школы выберут”, мы подразумеваем не только руководство учебного заведения, но и весь преподавательский состав и родительский комитет. И вот здесь татарам, например, нужно заявить о себе во весь голос. Скажем, в Тюменской области государственный язык – только русский. Но татары составляют 7,5% от населения области (результаты переписи 2002 года). И если они захотят, чтобы их дети изучали в школе родной язык, им придется найти общий язык с преподавателями и другими родителями, чтобы школа приняла второй вариант, а не первый.

Что касается Татарстана, то нашей республике априори подходит третья модель: у нас два гос. языка, и оба должны изучаться в одинаковых объемах. Но если Госдума всё же примет поправки, предложенные Жириновским, тогда у некоторых школ будет полное право выбирать первый вариант.
P.S.

Нежелание изучать татарский язык понять очень легко. Методика преподавания оставляет желать лучшего. И это если мягко сказать. Зачем русскому ребенку знать формы спряжения татарского глагола, если он после 11 лет обучения даже не может ответить на простое “Хәлләр ничек?”. Вопрос этот назрел давно. Удивительно, почему за два десятилетия татарские филологи не смогли разработать современный увлекательный курс типа “Happy English” (“Бәхетле татар”?). И да, объективно без татарского можно обойтись. Это не язык межнационального общения. Даже живя в Татарстане, мы вполне спокойно можем обойтись без него, потому что практически все татары владеют русским на разговорном уровне. Но! Всё-таки мы живем в ТАТАРстане. Владение языком народа, давшего название этой республике, сыгравшего важнейшую роль в становлении всего российского государства – разве это плохо? Понимание языка, являющегося одним из 14 коммуникационных языков мира (по данным ЮНЕСКО) – разве это не полезно? Возможность читать Кула Гали и Габдуллу Тукая в оригинале – разве это не здорово? В конце концов, понимать, о чем говорят твои друзья, родственники, коллеги – разве это не нужно?..

Наверное, каждый ответит на эти вопросы сам.

Роберт Болгарский
http://etatar.ru/top/39942

 

Было ли падение Казани исторической неизбежностью?

Было ли падение Казани исторической неизбежностью?

Почти пять веков прошло с тех пор, как потеряло самостоятельность Казанское ханство. Не последнее, но самое крупное из сохранившихся татарских ханств – наследников Золотой Орды. События, связанные с падением Казани, начиная с 1990-х стали получать разные, противоположные оценки. Татарские радикал-националисты объявили дату завоевания Казани – 15 октября – “Днем памяти”, выходили на улицы, чтобы возвести молитву защитникам Казани и озвучить проклятия в адрес русских завоевателей. Возможно, такая радикальная реакция была из-за отказа официальной Москвы признавать масштабы насилия и уничтожения татар, которые стали огромной трагедией для народа, а в учебниках по истории вместо “завоевания” Казани продолжали использовать термин “присоединение”.


Завоевание Казани

Горячие 90-е позади, кажется, пришло время объективно оценить события того времени. Правда ли, что завоевание Казани, потеря государственности стало главной трагедией татар? Можно ли было избежать падения Казани, или это государство должно было исчезнуть, уйти в историю, как последняя цепочка угасающей судьбы Золотой Орды? Кто и что могло спасти Казань от завоевания? Предлагаем вашему вниманию подборку материалов, в которых казанские ученые рассказывают о причинах падения Казани и событиях, происходивших на нашей земле несколько веков назад.
“ДАЖЕ ЕСЛИ БЫ КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО ЖИЛО В МИРЕ С НАМИ, ЕГО НАДО БЫЛО БЫ ЗАВОЕВАТЬ” (ИВАН ГРОЗНЫЙ)

На вопросы журналиста газеты “Ирек мәйданы” Риммы Бикмухаметовой отвечает кандидат исторических наук Искандер Измайлов.

— Искандер Лерунович, Казанское ханство образовалось после распада Золотой Орды. Как оно возникло? И какой статус имело это государство в то время?

— В Поволжье татары занимались земледелием, строили большие каменные города, в которых кипела жизнь ремесленников, торговцев. Такой уклад жизни у татар сложился с X века. Не стоит думать, что Золотая Орда развалилась, и на его месте в скором времени появилось новое государство. Был город Казань, и территории вокруг него были одной из областей Золотой Орды. Казанское ханство не было ни политической, ни военной автономией. Во время Золотой Орды территория Казани была улусом ханов.

События, произошедшие здесь во второй половине XIV века, напоминают наши недавние 90-е. Центральная власть ничего не знает, ничего не предпринимает, проблем не решает, местные власти вынуждены решать их сами. Нет централизованной власти. Правители на местах пытаются брать власть в руки и провести какие-то реформы. Только в то время этот процесс продлился на 20 лет. Как только в Золотой Орде начался кризис, стала всё сильнее проявляться агрессия Владимирских княжеств. Чтобы защитить себя от русских войск, татары начинают объединяться вокруг одного центра. Таким образом, Казанское ханство укрепляется.

Часто историки отождествляют Казанское ханство и Булгарское государство. Это и понятно. В обоих государствах были крупные каменные города, было земледелие. Была общая религия – ислам. Но между этими двумя государствами был период Золотой Орды. Конечно, она не могла не повлиять на социальную, политическую структуру Булгарского государства.

Что касается территории Казанского ханства, на западе она достигала истоков реки Сура, а на востоке дошла до места впадения реки Белой в Волгу. На севере границы Казанского ханства достигают территорий нынешнего Пермского края. В тех местах сохранились библиографические памятники XIV-XV вв., свидетельствующие об этом. На юге границы доходили до истока реки Большой Черемшан. Выше исторические памятники не обнаружены. Вот это и есть территория Казанского ханства, но в те времена четкие границы не были обозначены, как сейчас. Тогда территория государства определялась поселениями, платившими налог. Поэтому территория Казанского ханства была еще больше. Мордва, мари, чуваши, южные удмурты платили Казани ясак.

Конечно, самым крупным городом ханства была Казань. Это был политический, торговый центр, здесь кипела духовная жизнь. После Казани один из крупнейших городов – Арск. Так же значимую роль играли небольшие города Старая Казань, Чаллы. Город Булгар тоже продолжал существовать, но он был не политическим, а больше духовным центром ханства. Думаю, что где-то рядом с Лаишево был тоже большой центр. Есть предположения, что городская жизнь была и на месте села Тау Иле нынешнего Пестречинского района РТ. По сравнению с Булгарским периодом, в Казанском ханстве городов было меньше, так как и территория её меньше. Говорят, в Казанском ханстве проживало полмиллиона человек.

— Как была построена система управления в Казанском ханстве? С чем было связано постоянная смена ханов на троне Казани в те времена?

— Когда образовалось государство Казанское ханство, на его трон претендует Улуг Мухаммад, который тогда руководил одной из территорий Золотой Орды. Но ему не удается сесть на трон. От позора поражения он вынужден вместе со своей семьей, помощниками, войском скрыться на границе Литвы, в г.Белев. Тогда Московский князь Василий II решает уничтожить Улуг Мухаммада и отправляет свою армию против него. Хотя русские войска превосходили по числу татарские в четыре раза, им не удается победить Улуг Мухаммада. Татарский хан возвращается назад, оседает у Нижнего Новгорода и получает от казанской элиты предложение занять пост главы государства. Это было в 1438 году. Но в этом периоде истории есть противоречивые данные. По истории татар Улуг Мухаммад считается первым ханом Казанского ханства. А в русских летописях его не называют ханом. Поэтому среди историков есть спор о том, был или не был Улуг Мухаммад правителем Казанского ханства. Но как бы то ни было, в районе 1445 года Улуг Мухаммад погибает, то ли своей смертью, то ли его убивают во время смуты во дворце. В итоге на его место сажают его сына Махмутека. Махмутек первым признается русскими Казанским ханом.

В школьных учебниках обычно расписывают Золотую Орду и Казанское ханство как типично восточные государства с авторитарным устройством власти, где жестокий татарский хан всё держал в своих руках, не давал прохода никому. Якобы, хан имел право делать всё, что он пожелает. Но на самом деле этого не было. Ханы менялись постоянно, некоторые не задерживались на троне даже месяц. Всё потому, что хан был только официальным правителем государства, а экономическое, политическое, военное управление было в руках представителей четырех родов, династий. Династии Орды, Барзы, Кыпчак и Ширин в начале XV века управляли территорией Казанского ханства и его армией. Самой сильной и авторитетной была династия Ширин. Представители этой династии состояли в Государственном совете. Например, Улуг Карачайбек был главным военачальником. Другие династии контролировали экономику, значит, был баланс во власти. Такая система управления была в Крымском и Касимовском ханствах.

Династии соперничали между собой, стараясь усадить на трон каждый своего представителя, поэтому ханы часто менялись. Хан – символ власти. Он вел дипломатические переговоры, подписывал документы, утвержденные государственным советом. Кроме этого был Курултай – Съезд. Этот орган, куда входили представители разных сословий общества, созывался в случае необходимости объявления войны или во время выборов нового хана. Этот орган власти сравнивают с народным собранием, но он больше похож на английский парламент или генеральный штат Франции.

В Казанском ханстве существовало свое Духовное управление, которым управлял Саид, его еще называли Олугъ (великий) Саид. За ним шло сословие духовных служителей. Духовное управление того времени никак нельзя сравнивать с аналогичной структурой сегодня. После завоевания Казани религиозная структура разрушается, остается на уровне махалли, религиозной общины. Во времена Екатерины II она снова восстанавливается, но уже в полном подчинении Москве.

Саид – очень уважаемый и авторитетный человек, он принимал участие в государственных собраниях, к его мнению прислушивались, советовались с ним. В записях австрийского дипломанта Сигизмунда Гирберштейна сохранились сведения о том, что увидев Саида, хан обычно спускался с лошади и здоровался с ним, склонив голову. Это указывает на политическую и духовную значимость Саида.

— Какая была по величине армия Казанского ханства? Кем создавались войска?

— Основу армии казанского ханства составляли служилые татары. Есть один исторический миф. Каюм Насыри в своей книге пишет, что в те времена у каждого феодала были свои рабы (чура). А в советские времена историки вводят в оборот термин “держатели рабов”. То есть “чура” они называют рабами. А на самом деле чура – это военные служащие. Они, как и другие жители ханства, вели свое хозяйство, но, в отличие от обычных крестьян, были обязаны иметь лошадь и всегда держать в готовности свое оружие и воинские доспехи. Это люди, служившие своим хозяевам мечом. Их можно называть военными рабами. Но они – профессиональные военные. Поэтому земледельцы и ремесленники не ходили в военные походы. Если война, то “чура” объединялись в дружины. Есть предположения, что в Казанском ханстве было 30-50 тысяч служилых татар, но нет документов, называющих точное число таких воинов. По-моему, военных набиралось не более 7-10 тысяч. Кроме этого, при необходимости на помощь Казанскому ханству приходили на помощь дружины со стороны, например, ногайцы. Они обычно нанимались во время войны за деньги.

Основу войск составляли всадники. Но у татар был сильный флот. В XV веке корабли казанского ханства могли удержать натиск русских войск. На местности Бишбалта Адмиралтийство появилось неспроста, там располагалась верфь Казанского флота. Некоторые историки утверждают, что татарские войска сражались только стрелами и мечами. Это неправда. В Казанском ханстве было и огнестрельное оружие. Противостояли врагу, стреляя из пушек. В русских документах пишут, что татары умело использовали огнестрельные оружия в сражении. И русские войска, по числу превосходящие татар, вынуждены были отступать.

— В период Казанского ханства было 12 войн. И четыре из них инициированы татарами.

— Сколько было столкновений, впервые вычисляет Михаил Худяков. Получается, что русские, по сравнению с татарами, в два раза чаще начинали войну. Естественно, русским историкам это не нравится. В ответ на это они научились использовать хитрые математические исчисления. Русские историки предлагают считать все нападения Казанского ханства. И по их данным, получается, что татары чаще нападали на русских. Но здесь есть очень важная вещь. Каковы были цели, тактика этих нападений? Русские войска во всех случаях нападали на Казань с целью завоевания и установления во власть своего хана. А Казанское ханство было вынуждено нападать, чтобы ослабить противника, который собирается напасть на него. Никогда татары Казанского ханства не начинали поход против Москвы с целью его завоевания.

Русским войскам два раза удавалось одержать верх над татарскими. Первая победа была 1487 году. Правивший тогда хан попадает в руки завоевателей. И 1552 год. Остальные победы Москвы не имеют особого значения.

Русские и татары сражались одинаково. Поляки часто говорят, что русские в тактике сражения используют приемы татар. Русские, как татары, сначала нападают, а потом прячутся, затем снова нападают. Это противоречит европейским методам сражения. В русских летописях татарские воины описываются бесстрашными, смелыми, решительными. Несмотря на малочисленность, из-за выносливости и бесстрашия, они часто побеждают, пишут источники.

— Кого из правителей Казанского ханства вы отметили бы? Кого из них можно назвать мудрым правителем?

— Как обычно бывает, имя самого достойного остается малоизвестным широкому обществу. Из правителей я бы назвал Булат-хана из рода Ширин. Свою политическую карьеру он начинает в начале XVI века. С умом и прозорливостью правит не только своим родом, но и целым государством. Казанским ханством управляет или ставленник Москвы, или государственный совет избирает своего хана. Даже в такое время Булат-хан сумел сохранить баланс управления, целостность государства. Это был терпеливый человек, умеющий находить компромиссы.

Так же можно было бы назвать Ибрагим-хана. Это был сын Улуг Мухаммеда. Во время правления Ибрагим-хана Казанское ханство по-настоящему встает на ноги, в его правление не происходило ни одного сражения, инициированного татарами. Из женщин надо отметить царицу Нур-Солтан, которая потом вышла замуж за Крымского хана.

Надо отметить, что Крымские ханы для татар не были чужими. В татарских государствах право занять престол было только у потомков Чингисхана. Сыновья Нур-Солтан Мухаммадамин и Абдуллатыйф потом правили Казанским ханством. Когда оборвалась родовая нить Улуг Мухаммеда, на трон сели крымские.

— Искандер Лерунович, каковы причины завоевания Казани? Говорят, Казанское ханство в конце совсем ослабло, поэтому его удалось завоевать, просто разрушить.

— Основная причина завоевания Казани – непрерывное нападение со стороны русских войск. С момента образования Казанское ханство постоянно подвергалось военным нападениям со стороны русских. Придя к власти, Иван Грозный открыто строил злые планы по завоеванию Казани. В одном из своих политических манифестов он пишет: “Даже если бы Казанское ханство жило в мире с нами, его надо было бы завоевать”.

— Сохранились ли какие-либо официальные документы о завоевании Казани?

— Каких-то документов, подтверждающих капитуляцию Казани, не было. Но хан Ядыгер встал на колени перед Иваном Грозным и признал его ханом. Этот его шаг был признан актом капитуляции. После этого Ядыгер принял христианство. Был на свадьбе Ивана Грозного, даже управлял каким-то войском. Его не вывезли из Казани в кандалах, наоборот, создали хорошие условия жизни. После смерти с почестями похоронили в Успенском соборе. Иван Грозный приближал к себе татар, потому что понимал, что только они могут быть посредниками в освоении новых земель.

Защита Казани от русских завоевателей продолжалась семь недель. Что касается обороны, татары использовали различные методы, но не хватило сил еще немного продержаться против натиска русских войск. Если бы наступили холода, завоеватели отступили бы, потому что после того, как замерзнет река, русские остались бы без еды, оружия и помощи со стороны. Татары на это и рассчитывали. Но силы были не равны.

Версия о том, что русские взорвали Тайницкую башню Казанского кремля и закрыли приток воды, лишили защитников города воды, это миф, появившийся в последнее время. Возможно, взрыв Тайницкой башни и затруднил обеспечение водой, хотя это сомнительно, потому что вокруг Казани проблем с водой не было. Да и нападения со стороны Тайницкой башни тоже не было. В первую очередь, оборону проломили со стороны Арска, то есть со стороны сегодняшнего Ленинского садика, здания КФУ. Первую стену взорвали оттуда. Русские построили две высокие башни и стреляли в казанцев с этих башен. А татары во время нападения сбили их артиллерию. Это было неожиданностью для русских. В ответ на это они копают под крепостью и взрывают её стену. Но татары крепко держат оборону, за ночь им удается восстановить стену.

Но они не замечают, как русские войска пробивают стену с другой стороны, где сегодня пересекаются улицы Ташаяк, Баумана, Профсоюзная. Защитники, занятые в обороне крепости со стороны Арска, не успевают прийти на помощь в эту сторону. Русские поражаются, как татары сражаются до последнего дыхания. Внутри Кремля за каждый сантиметр своей земли татары льют кровь. Перед тем, как Иван Грозный вошел в завоеванный город, три дня и три ночи ему расчищали дорогу от трупов. До его приезда успели построить деревянную церковь на месте сегодняшнего Благовещенского собора. Известно, что Иван провел проповедь в этой церкви.

После завоевания Казани в 1552 году войны продолжились. В 1571-1572, 1580, 1583 годах были большие столкновения, народ постоянно восставал против завоевателей. Но силы были не равны, потому что мужское население полностью было уничтожено. Татары еще 50 лет сражались за свое независимое государство. Я считаю, что и сегодня эта борьба продолжается.

СЮЮМБИКЕ ОТРЕЗАЛИ УШИ И НОС

Марсель Ахметзянов, доктор филологических наук, археограф, текстолог:

- Положение Казанского ханства перед завоеванием было действительно очень сложное. Во-первых, внутри самого ханства были люди, заинтересованные в сближении с Москвой, потому что им было выгодно укреплять торговые связи с русскими. Особенно отличился министр хана Сафа-Гирея Чура Нарыков. Он напрямую заявил Ивану Грозному: высылай нам войско, сдадим тебе Сафа-Гирея. Узнав об этом, хан казнил министра, путем вливания ему в рот расплавленного серебра. Жестоко, но если бы план предателя осуществился, Сафа-Гирея ждала бы не менее жестокая участь.

С севера Казань беспокоили свои же татары – Нукратские мурзы. Они время от времени делали набеги на села под Казанью. Если в сильные времена Казанского ханства эти мурзы платили Казани дань, то перед русским нападением уже не подчинялась ханству, напротив, были на стороне русских и во время военных действий 1552 года напали на Казань в составе войска Ивана Грозного.

С юга Казань граничила с Ногайской Ордой, которая в свою очередь была разделена между двумя братьями: Исмагилом мурзой и Юсуфом. Последний известен в нашей истории как отец последней царицы Казани – Сююмбике, жены Сафа-Гирея. Юсуф-мурза был человеком смелым и честным, выступал за Казань, отстаивал идею объединения тюрков и мусульман. Исмагил-мурза – противоположность брата – ничтожный, жадный, трусливый. Известно, что он опустился до того, что писал письма в Москву, выпрашивая у русского князя шубу для своей жены.

Юсуф-мурза – значительная фигура в истории Казани. Он доброжелательно относился к Сафа-Гирею и поддерживал его, несмотря на некоторые трения. Один из случаев: у Юсуфа был сын Юныс, талантливый полководец. Сафа-Гирей как-то обещает Юсуфу сделать его своим министром, одним из военных начальников. Поверив, Юныс едет в Казань, но в город его не пускают. Обидевшись, гость ставит лагерь под Казанью и живет там несколько месяцев.

Как ни странно, Казань в то время платила дань Ногайской Орде, в каком количестве, мне не известно, но была такая дань, называлась “Ногайский выход”. В конце концов, Юсуф-мурза и его сыновья объединяю… Продолжение »

Объявление 

26.4.11 в театре "Нур" пройдет вечер, посвященный 125 летию Габдуллы Тукая. Вход 50 рублей.

27.4.11 в мечети "Ихлас" пройдет творческий вечер классика. Вход свободный.

 

В Узбекистане почтили память Тукая

25 Апреля 2011,10:46

В Ташкенте прошел музыкально-поэтический вечер, посвященные празднованию 125-летия со дня рождения великого татарского поэта.

(Казань, 25 апреля, «Татар-информ»). В Ташкенте во дворце «Туркистон» прошли торжественное собрание и музыкально-поэтический вечер, посвященные 125-летию со дня рождения великого татарского поэта и публициста Габдуллы Тукая, сообщает представительство Республики Татарстан в Узбекистане.

В мероприятии приняли участие представители официальных органов Республики Узбекистан, Посольства России в Узбекистане, Представительства Республики Татарстан, дипломатического корпуса, национально-культурных центров, общественности, а также гости из Казани - представители Министерства культуры РТ и Татарского государственного академического театра им.Г.Камала.

На открытии собрания было зачитано поздравительное послание Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.

Во время музыкально-поэтического вечера читались стихи Г.Тукая на русском, татарском, узбекском, башкирском, уйгурском языках. Кроме того, прозвучали песни на стихи Габдуллы Тукая в исполнении заслуженной артистки РТ Рамзии Бикбулатовой, заслуженных деятелей культуры Республики Татарстан Раисы Баймурзиной, Райхан Маняповой и других. Зрителей также порадовали своим искусством заслуженные артисты Республики Узбекистан Динара Миняева, Марат Хакимов, Руслан Гафаров, Амина Бабаджанова, лауреаты международного конкурса «Татар моны» разных лет, солисты ГАБТа им.А.Навои, солистка Узбекской государственной хоровой капеллы Ф.Халдарова, ансабли «Яшлек», «Дуслык», «Булгар».

Праздник завершился исполнением гимна татарского народа «Туган тел».

Напомним, торжества, посвященные юбилею и поддержанные ЮНЕСКО, широко отмечают во всем мире. Международная организация тюркской культуры ТЮРКСОЙ объявила 2011 год Годом Габдуллы Тукая.

 КАЗАНЬ.

Сегодня в день 125-й годовщины со дня рождения классика татарской литературы Габдуллы Тукая в Казани состоялось возложение цветов к памятнику в сквере имени поэта. В церемонии приняли участие Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, мэр Казани и др.

Праздничные мероприятия сегодня проходят по всей Казани: возле памятника Г.Тукаю на ул.Театральная на традиционном празднике поэзии выступают Государственный ансамбль песни и танца РТ, фольклорный ансамбль «Каравон», Государственный ансамбль фольклорной музыки, Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек», артисты Татарского государственного театра кукол «Экият», учащиеся Казанского театрального училища и студенты Казанского государственного университета культуры и искусств, фольклорные коллективы РТ.

Вечером в Татарском государственном академическом театре оперы и балета им.М.Джалиля состоится торжественное собрание, посвященное 125-летию Г. Тукая, и прозвучит опера Р. Ахияровой «Любовь поэта».

Напомним, в Татарстане 2011 год объявлен Годом Тукая.

Татары всегда сравнивают Тукая с Великим эфиопским поэтом А.С.Пушкиным, и там и там - гениальная простота. У Габдуллы эфенди нет нигде величавости, спеси, гордыни. Все просто, логично, - ярко проявляется богатсво татарского языка, вошедшего во многие языки мира (Кавказ- большой камень). Все что окружает нас: реки, леса, небо..- вошло в поэмы писателя.

 

Извините, но в русском языке большая часть слов именно
тюркского происхождения. На втором месте фино-угорский.
Да и тюркская письменность имела широкое распространение на Руси.
Афанасий Никитин написал своё "Хождение " в оригинале
именно на тюркском.

В современной исторической науке, археология отодвинута на второй план и первое место по праву принадлежит СЛОВУ, т.е. копья на научных форумах ломаются вокруг зарождения и появления ЯЗЫКА и ПИСЬМЕННОСТИ.. Можно сжечь старый пергамент или разрушить древний город и исторические памятники, да что там памятники, можно развалить даже целую СТРАНУ, но уничтожить СЛОВО пока существует человек невозможно.

Русские – это молодой народ но …с древнейшими корнями - праРОДителями

Русские - на 30% славяне так как в русском языке присутствуют 30-35% - славянских слов, столько же тюркских (значит и тюрки нам родня), чуть меньше – финно-угорских (примерно 10-15% и эти тоже нам близки –отказываться не стоит) ну а оставшиеся – на них особого внимания обращать не надо, так – дальние родственники, седьмая вода на киселе.
Нравится вам или мне не важно.
К такому выводу пришли в основном все учёные
этимологи.
Вы не согласны, ваше право, только на данный вывод это совсем не повлияет.

А это ничего, что я знаю эту классификацию ИЯ ( она же германско-индийская) несколько лучше чем вы, судя по вашим комментариям, не столь поверхностно?
Для начала научитесь изучать труды, а не рецензии на них.
Начните с изучения славянской группы, чтобы понять какие огромные размеры нашей страны данная классификация не затрагивает.
А потом я вам дам для начала
10-15 авторов, которые изучали то, что не затронуто классификацией.
Исследование тюркизмов в древнерусском языке осложняется еще тем обстоятельством, что тюркские языки домонгольского периода, с которыми приходилось сталкиваться восточным славянам (булгарский, печенежский, половецкий и др.) нам почти неизвестны: от них сохранились только лишь отдельные слова. Исключением является половецкий язык, от которого мы имеем отдельные памятники, хотя и относящиеся к более позднему времени: Codex cumanicus - половецкий словарь

Просто замечу
откройте Фасмера и посмотрите карандаш, утюг, подушка, стакан, жесть... и еще не одна тысяча исконно-"русских" слов это увы все из тюркского, так же как и слова кремль, таможня, деньги, алтын, алмаз... их и не сосчитать, оказывается гораздо сложнее найти слова славянского проихождения. Многие правила РЯ и словообразования также являются татарской калькой. Оно и понятно, ведь 2/3 дворянских фамилий татарского происхождения это и Тургенев и Тютчев и Булгаков и Бердяев, Державин
И Фасмер здесь далеко не первый среди равных.
Напомню и классика русской словесности: "Все наше, и морда в крови!". Увы, никуда не деться русским от тюркского (и вообще шире - восточного) влияния, причем не только в языке, но и в антропологии, нравах, обычаях, ментальности и т.д. А вот князья Юсуповы, Урусовы, Кутузовы, графы Шереметьевы русские дворяне Бердяевы, Булгаковы, Туган-Барановские и т.д. тюркских корней не только не стеснялись - гордились ими! С чем и остаюсь не стесняющийся своих тюркских корней русский офицер не в первом поколении.

В Империи ЧГХана,Великом Тюркском Каганате, Основной Верой Было Тенгрианство-Вера В Единого Отца Небесного,Символом ОНОГО Был Крест.
На Щитах,лабардах Воинов ЧГХана Был КРЕСТ. Молтивы читались на Тюркском языке,Крестились Двумя перстами,Были Алтари, но молились не заходя в храмы.Храмы были с колокольнями,Божья Матерь с младенцем называлась УМАЙ!Да и весь обряд удивительным образом совпадает с обрядом Армянской Церкви!Молитва" Ата чин АШ иже Син..."удивительным образм совпадает по своему звучанию С Древнетюркской молитвой Тенгри!Татары ЧГХана были Имперским народом,почитали Все Остальные Вероисповедания,так как Отец Небесный Один На Всех Как ЕГО ни назови, и поэтому православные храмы, мечети,синагоги могли служть местом где бы мог Воздать Молитву В Честь Тенгри Любой Татарин(житель Империи ЧГХана).Можно сказать,что ВСЕ кто жил В Орде для Запада Были ТАТАРАМИ

Да, наверно уже не важно, как и вопрос откуда в наших храмах колокола.

А если взять издание Афанасия Никитина (Хождение за три моря) - тверского купца, побывавшего с1468 по 1472 год в Индии, мы увидим, что оказывается (не вероятно!!!) но молится православный Афанасий Никитин на ТЮРКСКОМ!!! Причем сам текст Хождения двуязычен (тюркский и славянский!!)!!! И самое главное - молится старовер Никитин на ТЮРКСКОМ ??!

Все наверное знают начало православной молитвы «Отче Наш» - Отче наш ижи иси на Небеси … а теперь сравните с началом ДРЕВНЕЙШЕЙ тюркской молитвы во имя Всевышнего Тенгри - Ата Чин Аш Иж Еси….Похоже не правда ли ? Странно, что в современном православном варианте молитва «Отче Наш»– бессмысленна, АБСУРДНА! Как Вы думаете, разве Бог не знает, что Он живет на Небеси, и далее по тексту…. что, Светится имя Его и т.д.?? Если Вера теряет смысл – она превращается в АБСУРД!

Как же переводятся с тюркского - Ата Чин Аш Иж Еси….?

Вот перевод - (молитва начинается с обращения к Богу) Ата Чин Аш Иж Еси - это не что иное как - Отец, Бог пищи духовной… Вам наверняка известны слова Христа… Не хлебом единым сыт человек, а словом Божьим из уст исходящим – т.е. всё о той же Пищи Духовной…. А теперь скажите мне - Что логичнее?

Бесплатный хостинг uCoz